Фасадная лепнина, лепной декор

фасадная лепнина фасадная лепнина из гипса
Фасадная лепнина широко применяется при строительстве жилых сооружений в классическом стиле, а также в стиле модерн, эклектика, китч. К разновидностям элементов фасадного декора относят такие элементы, как колонны, пилястры, наличники, карнизы, сандрики и другие.

В связи с индивидуальными особенностями каждого здания, лепной декор для фасада производится в точном соответствии с чертежами, размерами и требованиями архитекторов. В случае сложных конструктивных особенностей фасада проводятся предпроектные и проектные работы с разработкой специальной системы монтажа.

Процесс изготовления декора включает в себя модельные работы, работы по формовке и тиражированию, а также по монтажу, предпокрасочной обработке и покраске.

  • Невский пр., 55. Участок дома №55 по Невскому проспекту застраивался в начале XIX века. В 1892 году для купца, почётного гражданина А. Н. Тряничева дом был перестроен в стиле эклектики архитектором А. В. Ивановым.
  • Фасад сделан в сжатые сроки. Применены передовые технологии в оформлении данного фасада гипсовым декором
  • Здание отеля было полностью снесено и затем реконструировано. Сейчас здание полностью повторяет бывшего на этом месте памятника архитектуры.
  • Выполнение модели фасадного кронштейна происходит в мастерской. Затем с выполненной модели снимают форму и заливают жидким гипсом.
  • Форма данного фасадного  кронштейна вытянута в горизонтальном направлении больше, чем в вертикальном. Есть еще 2 формы фасадных кронштейнов: Кронштейн больше вытянут в вертикальном направлении и Кронштейн, имеющий одинаковые размеры и в горизонтальном и в вертикальном направлениях.
  • Реставрация памятников архитектуры — это процесс восстановления и подновление подлинных древних частей памятника архитектуры с учётом его исторического прошлого и аутентичности.
  • Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания (балконов, эркеров, карнизов) и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками, листьями аканта, иониками, зубцами). Такие  кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы. Фасадные кронштейны несут не только функциональную нагрузку, но также выполняют декоративную функцию здания. Изготовлены такие кронштейны бывают из гипса, стеклофибробетона.
  • Кронштейны с акантовым листом выполнены из гипса. Балконную плиту обрамляет карниз с порезками (сухарики и ионики).
  • Эркер — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Эркер может быть круглой, прямоугольной или многогранной формы. Могут быть как одно-, так и многоэтажными. Несущими для эркеров являются консольные балки или кронштены.
  • Балкон формирует и украшает внешность всего здания. Его присутствие – это всегда больше удобства. Дополнительная опора балкона - кронштейны - также украшают здание и балкон. На балконах часто присутствует баллюстрада.
  • Балкон поддерживают фасадные кронштейны из гипса.  Балясины в баллюстраде изготовлены также изготовлены из гипса.
  • В начале XIX века этот участок принадлежал портному мастеру Ивану Фохту.  В 1822-1823 гг. здание в стиле Классицизма было изменено  архитектором П. Д. Шретером для Комиссии духовных училищ, затем архитектор А. С. Кудинов внес ряд изменений для Духовно-учебного управления при Синоде  в 1851-1856 гг. Здание получило новые лепные декоративные элементы (пилястры). <br />
В 1873-1874 гг. по заказу новой  вдаделицы  Ю. А. Воейковой арх. К. И. Реймерс изменил вид фасада в стиле зрелой эклектики.<br />
После войны здесь работали гастроном и ателье.<br />
В 1990-е гг. во время работ по реконструкции дома 57 по соседним домам (55, 59) пошли трещины. Аварийные здания были расселены и довольно долго стояли заброшенными, но в 2005-2006 гг. были снесены до основания. Затем обы задния (55,59) были реконструированы и имеют вид бывших на этом месте памятников архитектуры.
  • Фасад здания отделан штукатурным рустом. Руст, рустовка, рустик – отделка стен, имитирующая крупную кладку. Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустовка создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой руст имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.
  • Балконы зданий в стиле Эклектики обычно имеют 3 составляющих: площадку, декоративные и функциональные кронштейны, перила. В данном случае перила изготовлены в виде балюстрад между каменными столбиками, называемыми тумбочками.
  • Реставрация демонтированного горельефа
  • Горельеф — вид скульптурного изображения на плоскости, выступающего над ее поверхностью более чем на половину своего объема.
  • Сандриком называется архитектурный элемент, располагающийся над оконным или дверным проемом. Сандрик может выполняться в виде небольшого карниза, который по бокам может поддерживаться консолями (декоративными кронштейнами). Так же сандрики бывают в виде фронтона - треугольной, лучковой или другой формы. В плоскости такого фронтона может располагаться различный декор: маскароны, картуши, гирлянды, замковые камни, барельефы, порезки. В архитектуре сандрик помогает подчеркнуть особый стиль всего дома при оформлении фасада лепным декором. Устанавливаются сандрики обычно  в комплекте с наличниками на окна. Выбор формы сандриков зависит от архитектурного стиля, в котором оформлен фасад здания.
  • На фото - реконструкция сандрика. Утраченные безвозвратно декоративные лепные элементы долепнены в архитектурном пластилине.
  • Фасадная лепнина
  • Фасадная лепнина
  • Картуш — декоративная лепная деталь в виде щита, полуразвернутого свитка или орнаментального венка, где помещались герб, эмблема, гипсовые декоративные элементы и барельефы и т. п. В архитектуре картуши получили особенно широкое распространение в XVI—XVII столетиях, когда господствовал стиль барокко. Они служили украшением фасадов зданий, оформляя главный вход во дворцы, особняки, или создавали композиционные акценты.
  • Фасадная лепнина
  • Архитектурная рустованная лопатка выполнена в декоративной штукатурке. Лопатка – плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов.
  • Фасадная лепнина
  • Здание построено в стиле Классицизм. С 1817 г. в этом здании находились казармы лейб-гвардии Московского полка.
  • Фасадная лепнина
  • Реставрация (моделирование) кронштейна. Акантовый лист на фасадном кронштейне выполнен из пластилина. Следующим этапом будет формование готовой модели кронштейна.
  • Фасадная лепнина
  • Установка гипсовой декоративной лепнины на фасаде здания.  Ложное окно с оконным наличником и сандриком, гипсовая арка.
  • На фото - завешены работы по установке Венчающего карниза здания. В Классической архитектуре венчающий карниз является архитектурным образом кровли и ее несущих конструкций. Его образная роль столь значительна, что , что даже в
  • Изготовление фасадной лепнины в процессе.
  • На фото виден фронтон здания. Фронтон – треугольное (реже лучковое) завершение портика, ограниченное двумя скатами крыши  по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается гипсовой лепниной. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.
  • Вазы (декор устанавливается на крыше здания) изготовлены из тонированного по заданию огнестойкого стеклокомползита (полиэфирные смолы). Изделия очень легки (неболее 30 кг.) и очень устойчивы к атмосферным воздействиям.
  • Триглиф - прямоугольная вертикальная плита с продольными врезами. Метопа - элемент фриза, пространство между двумя триглифами. Метопы можно заполнять гипсовыми декоративными элементами (на данном фризе это бурании и гипсовые накладные розетки). Чередуясь с метопами, триглифы составляют фриз.
  • На фото часть готового фасада здания.
  • В Классическом архитектурном стиле принято обрамлять оконные и дверные проемы гипсовыми наличниками, как правило, простой формы.
  • Фасад в Классическом стиле включает в себя: колонны, полуколонны и пилястры дорического ордера, фронтон, венчающий карниз с модульонами, фриз с метопами, триглифами и бураниями, оконные наличники с треугольными сандриками.
  • Полуколонны выполнены из декоративной штукатурки. Лепной декор (фриз - метопы, триглифы, сухарики, бурании) выполнены из стеклофибробетона, гипса.
  • Загородный дом выполнен в Классическом стиле, здание симметрично. На фасаде присутствуют лепные декоративные элементы: колонны дорического ордера, пилястры, оконные наличники и сандрики, фронтон, венчающий карниз с модульонами, фриз.  Декоративные лепные элементы Классического стиля, как правило, не вычурные (гладкие колонны с дорическим ордером капители, гладкие наличники и т.п.)
  • Пилястры выполнены из декоративной штукатурки, венчающий карниз из стеклофибробетона. Фриз (метопы, триглифы, бурании) выполнен из гипса.
  • Классические декоративные элементы здания (фриз, наличники, сандрики, пилястры и колонны, венчающий карниз) выполнены в гипсе, декоративной штукатурке и стеклофибробетоне.
  • Вход оформлен гладкими штукатурными колоннами, фронтоном.
  • Данный купол выполнен полностью в штукатурке опалубочно-протяжным методом. Каждый кессон имеет трапецивидную форму и сужается к вершине купола. Вся конструкция выглядит монолитно и цельно. Штукатурка известково песчаная с последующей окраской силиконовыми красками.
  • Гладкие колонны с энтазисом  изготовлены из штукатурки. Армированы металлическими стержнями.
  • На фото показан участок лепнины в Классическом стиле. Для Классического стиля в архитектуре характерны достаточно простые формы декоративных гипсовых и штукатурных элементов.
  • Полуколонны и пилястры выполнены из известково-песчаной штукатурки по металлическому каркасу. Протяжка производилась по месту. Колонны пустотелы и имеют энтазис заданный архитектурными нормами, Капители полуколонн и пилястр из гипса ГВВС16.
  • Венчающий карниз с модульонами выполнен из стеклофибробетона и гипса. Декоративные лепные элементы фриза (метопы, триглифы, бурании) изготовлены из гипса путем отливки.
  • Доходные дома Ф. И. Кирикова  (Зоологический пер., 2-4) построены в начале XIX века. С 1881 по 1914 год расширены и надстроены (архитекторы И. Н. Иорс, 1881-1883 и 1900; И. И. Долгинов, 1910-1914).<br />
 В XX–XXI веках здесь находились студенческие общежития № 18 и 19 СПбГУ, которые затем были проданы. В 2006-2008 гг. общежития были снесены.<br />
Сейчас в этом здании многофункциональный комплекс с квартирами, аппартаментами, бизнес-центром и торговыми помещениями.
  • Фасад здания спроектирован в стиле Эклектика в начале XIX века. Лепные декоративные элементы фасада в стиле Эклектика представляют собой сочетание различных стилевых элементов лепнины в одном здании.
  • Кариатида, поддерживающая эркер здания выполнена из стеклокомпозита. Лепной декор из стеклокомпозита обладает прекрасными характеристиками - легкий, прочный, долговечный.
  •  Кариатида - статуя женщины, заменяющая собой колонну или пилястру, поддерживающая антаблемент, балкон, эркер.
  • Пилястры, пилястры каннелированные, сандрик, все эти декоративные элементы здания выполнены в известково-цементной штукатурке.
  • Потолок эркера выполнен по месту в известково-песчаной штукатурке с формированием зеркал, заполненных шубой  выполненной из керамзито-штукатурной смесью. Декоративные кронштейны (кариатиды), поддерживающие эркер изготовлены из стеклокомпозита. Толщина стенок кариатид не более 3-5 мм. Данная конструкция обусловлена требованием - скрыть металлические укосины поддерживающие потолок эркера и облегчением  общей массы декора.
  • Данный фрагмент  фасада (глади, наличники, меж оконные панно, над оконный и подоконный карниз, рустованые пилястры) выполнены в известково-песчаной штукатурке по кирпичной кладке.<br />
Декоративные элементы (гирлянды, над оконный и подоконный декор) выполнены в полимергипсе. Монтаж декоративных элементов произведен на клеющий состав с механической фиксацией оцинкованными саморезами.
  • Декоративные лепные элементы выполнены  в известково-песчаной штукатурке
  • Фасадная лепнина
  • Фасадная лепнина
  • Лепные Кариатиды поддерживающий данный эркер изготовлены из негорючего стеклокомпозита. Данный материал позволяет сделать данные фигуры максимально легкими и тонкостенными, что в свою очередь позволяет скрыть мощные металлические кронштейны являющиеся упорами и частью несущей конструкции для самого  эркера.
  • Ранее на этом месте пятиэтажный дом Гвардейской артиллерийской бригады.  Дом до конца XIX в. неоднократно перестраивался. Одним из первых его строителей был архитектор В. П. Стасов. Снесён в 2006 году. Сейчас по адресу Литейный проспект 26 находится Бизнес-центр в заново отстроенном здании.
  • Каннелированные колонны выполняют не только декоративную, но и несущую функцию.
  • Фасадная лепнина
  • Фасадная лепнина
  • Каннелированные колонны часто используют в классической архитектуре.  Каннелюры - вертикальные желобки, углубления вдоль фуста колонны или пилястры.
  • Фасадная лепнина
  • Наличник – декоративное обрамление оконного проема.  И гладкие, лишенные каких-либо украшений, и декорированные лепниной наличники являются важной частью наружного убранства здания.
  • Гипсовая лепнина на здании имеет простые классические формы (прямые наличники, прямые горизонтальные сандрики, гладкие пилястры)
  • Фасадная лепнина
  • Фасадная лепнина
  • Фасадная лепнина
  • Фасадная лепнина

В настоящее время, как и 300 лет назад, лепные изделия из гипса, искусственного камня и других материалов являются неотъемлемой частью классического архитектурного ордера и применяются на фасадах и в интерьерах современных зданий.

Вопрос-ответ

17 Января 2017, 16:52 от Фролов Андрей

хочу снять слепок с маленькой гипсовой статуэтки, подскажите как это сделать, какие есть нюансы?. Заранее спасибо.

Добрый день Андрей,
Все зависит от сложности выбранной вами модели статуэтки. Есть два способа формовки: первый - кусковой метод твердыми материалами; второй - с помощью эластичных силиконовых форм.
При кусковом методе потребуется предварительно разделить модель статуэтки на несколько сегментов, с таким расчетом чтобы все части нанесения формовочного материала в последствии не цеплялись за модель и были без обратных углов. Накладываем гипс через разделительную смазку. Изготовив одну часть формы последовательно стыкуем к ней другую часть, и так да полного покрытия модели. Второй способ более прост, т.к. эластичные сисликоновые формы позволяют снимать отливки со сложных моделей со сложными под внутрениями. При этом способе также потребуется разделить модель статуэтки на несколько сегментов. По периметру данных разделительных "линий" установить бортики/отсечки. И также секторально, последовательно нанести формовочный материал. После того как таким образом нанесете формовочный материал на всю поверхность гипсовой лепки-модели и он полимеризуется наложите гипсоввый кожух. Кожух также потребуется разделять на куски, чтобы была возможность в последствии ее разборки для снятия формы с гипсовой модели.
Вкратце это все что можно рассказать на сайте, если что то будет непонятно звоните нам, пообщаемся и поясним.

С уважением, Лендекор

02 Декабря 2016, 17:44 от Кольянц Сергей Трифонович

Здравствуйте, занимаетесь ли вы изготовлением фасадного декора из искусственного камня. Меня интересует фактура и цвет юрского известняка.

Здравствуйте Сергей,

Вы как раз обратились по адресу. В настоящий момент занимаемся разработкой и имитацией искусственного камня с фактурой под различные виды минералов, под гранит, мрамор, и в том числе под юрский известняк. Вид камня под юрский известняк можете кстати посмотреть на стенде выставленном в офисе продаж компании ЛСР, Парадная ул. д.1. Для них мы изготовили фрагмент фасада в этом цвете для проекта "Русский дом" Басков переулок д.5. Или можете приехать к нам на Завод Архитектурного Фибробетона и увидеть все образцы сразу, в том числе и под другие виды камня. Предварительно звоните, пишите будем Вам рады. Адрес и тел. на сайте.

С уважением,
ЛенДекор

Задайте свой вопрос